Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
к содержанию книги - к началу раздела

Поэтика прозы Александра Грина

Глава 4.  Художественное время и пространство в прозе А. Грина
Часть 2.  Художественное время

Переплетение прошлого с настоящим

назад::далее

Герои романа постоянно переносятся в прошлое с помощью воспоминаний. Но есть среди них один, для которого прошлое — это жизнь. Он живёт не в настоящем времени, а в прошлом. Этот человек — Ганувер. Оказалось, что мечты лишь тогда приносят счастье, когда остаются мечтами. Если же они становятся реальностью, то делают человека несчастным — как это ни парадоксально.

Ганувер вспоминает, как была найдена золотая цепь, сделавшая его несчастным, в разговоре с Дигэ: "Так мы, два нищих, сидя под крышей заброшенного сарая на земле, где была закопана груда чистого золота, в мечтах своих ограбили всю Шахерезаду" [47, т. 4, с. 102].

Среди друзей на торжестве в полночь Ганувер вспоминает тех, кто когда-то помог ему. Он и собрал людей из прошлого, чтобы пережить его ещё раз. "Я вижу лица, напоминающие дни опасности и веселья, случайностей, похождений, дел и радостей", — говорил Ганувер. "В течение этой сцены, он часто останавливался, но без усилий и стеснения, а как бы к чему-то прислушиваясь", — пишет Грин.

Прошлое незримо присутствовало рядом с Ганувером. Он вспомнил тех, кто когда-то не дал умереть с голода, не отказал в крыше над головой, и тех, кто ворочал его миллионами, сооружал волшебный дворец. "Ну, — сказал Ганувер, вынимая часы, — назначено в двенадцать (пограничное время), теперь без пяти минут полночь... Я снова пережил прошлое в вашем лице, и я так же в нём теперь, как и тогда" [47, т. 4, с. 102].

Уходит в прошлое в воспоминаниях Дюрок, и помогает ему в этом музыка. "Мы делаемся иногда моложе, иногда — старше, — сказал Дюрок... - Я шёл утром... и услышал, как кто-то играет на рояле в доме, где я вас нашёл, Молли. Точно так было семь лет тому назад... Я шел тогда к девушке, которой более нет в живых. Услышав эту мелодию, я остановился, закрыл глаза, заставил себя перенестись в прошлое и на шесть лет стал моложе" [416 c. 4, с. 13].

--

Спустя пять лет, побывав в тех местах, где происходила фантастическая история Золотой цепи, Санди тоже с помощью воспоминаний уносится в прошлое. Он ходит по городу, надеясь случайно встретится с кем-нибудь из участников событий, происходивших на мысе Гарден.

Люди всегда будут вспоминать былое. Почему? На этот вопрос ответил сам Грин: "Волнение прошлого. Несчастен тот, кто не доступен этому изысканному чувству, в нем расстилается свет сна и звучит грустное удивление. Никогда, никогда больше не повторится оно! По мере уход лет уходит его осязаемость, меняется форма, пропадают подробности" [47, т. 4, с. 120].

Итак, для многих героев романа "Золотая цепь" прошлое органично переплетено с настоящим. Некоторые не могут отличить настоящее от прошлого только после выпадения из времени (после сна, болезни и так далее). В остальных случаях, в отличие от архаических представлений, герои Грина разграничивают эти два пласта времени.

А для Ганувера, например, прошлое реальнее настоящего. "Наполненная" жизнь прошла, а существование в замке Золотой цепи несёт разочарование, болезнь, смерть. Находясь в болезненном состоянии, Ганувер постоянно уносится в прошлое.

Таким образом, мифопоэтические представления о настоящем и прошлом времени частично Грином сохранены.

А в каких соотношениях с прошлым и настоящим находится будуее время? Очень интересным является тот факт, что о будущем не размышляет никто в романе. Его как будто вовсе не существует. Все живут только теми часами, в течение которых происходят события, связанные с золотой цепью.

Санди, не задумываясь о том, что будет, полностью погружается в необычную историю и угоняет шхуну. Дюрок и Эстамп поглощены только тем, чтобы не допустить власти в замке Дигэ и её свиты.

Ганувер и Молли живут только прошлым. Когда-то они мечтали о будущем, о том времени, которое наступило, но оно не сделало их счастливыми. Видимо, это отбило у Ганувера и Молли желание думать о будущем.

на верх страницы - к содержанию - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)