Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
к содержанию книги - к началу раздела

Поэтика прозы Александра Грина

Глава 3. Мифопоэтичность и символичность творческого сознания писателя
Часть 1. Романтическая мифологизация

Образы в мире Грина

назад::далее

Эти образы приобретают в творчестве Грина значение или символов, или определённых знаков мировой культуры. Они становятся художественным языком, к которому обращается писатель, ключом к пониманию общей направленности его творчества. Мир для Грина предстает как грандиозная арена, на которой сталкивается добро и зло, красота и безобразие, любовь и ненависть, небесное и земное, воплощённые гениальными художниками и вечные, непреходящие образы.

Использование и отбор их — это средство освоения мира писателем, построение мифа нового времени. В гриновском творчестве эти образы приобретают значение созидающих элементов мифа, выполняют своего рода роль культурного "кода" к его содержанию. Становясь элементами его мира, они придают ему характер диалога между прошлым и настоящим, происходящего на наших глазах процесса осмысления человеческой культуры.

В гриновском творчестве "присутствует" большое количество произведений мировой литературы, русской и европейской, причем в самых разных вариантах: упоминание названий, героев, цитирование, перефразировки (иногда невольные), реминисценции, аллюзии: "Ромео и Джульетта", "Зимняя сказка" Шекспира, "Воздушный корабль" Лермонтова, стихи Гейне, Некрасова, Пушкина, "Принцесса Греза" Ростана, "На дне" Горького, "Пища богов" Уэллса, "Кармен" Мериме, "Ворон" Э. По, "Фауст" Гёте, "Старый фрак" Беранже, "Две Дианы" Дюма, "Собор Парижской Богоматери" Гюго, "Вий" Гоголя, "Новые арабские сказки" Стивенсона, "Айвенго" В. Скотта, Библия, Веды, "Тысяча и одна ночь" и др.

Круг писателей, чьи цитаты, образы, сюжеты, ситуации переосмысляет, вспоминает художник, с кем он полемизирует или соглашается, очень широкий и разнообразный: Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Некрасов, Лев Толстой, Горький, Блок, Андреев, Конан Дойль, Э. Золя, Беранже, братья Гримм, Эзоп, Андерсен, Мериме, Дюма, Гейне, Понсон дю Террайль, Сирано де Бержерак, Киплинг, Сетон Томпсон, Ростан, Анри Ренье, Хаггард, Стивенсон, Шекспир, Купер, Дюморье, Вульфмус, Э. По, Уэллс, Гёте, Майн Рид, В. Скотт, В. Гюго, Рабле, Гофман, Коллинз и др...

Эпиграфы к произведениям Грин берёт из Сервантеса ("Штурман четырёх ветров"), Э. По ("Дьявол Оранжевых Вод"), А. Радклиф ("Зимняя сказка"), А Дюма ("Жизнь Гнора"), Свифта ("Блистающий мир"), Гёте ("Искатель приключений"), Ф. Купера ("Сила непостижимого"), Шатобриана ("Лошадиная голова"), Байрона ("Крысолов"), Л. Шадурна ("Бегущая по волнам"), Т. Готье ("Победитель"), Р. Стивенсона ("Джесси и Моргиана"), из библии ("Трагедия плоскогорья Суан"), древнеиндусского писания ("Остров Рено"), из старинной комедии ("Происшествие в улице Пса") и т.д.

--

В Гриновских произведениях широко звучит музыка: испанская, итальянская, русская - Бах, Мендельсон, Бетховен, Шопен, Гуно, Римский Корсаков, Григ, Рубинштейн, Моцарт, Годар; в его мир входит живопись, скульптура: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Корреджио, Ватто, Калло, Бердслей, Беклин, Челлини, Мейсонье, Гвидо Рени...

Таким образом, в творчестве Грина широко представлены общечеловеческая культура — русская и европейская, романтическая и реалистическая, древняя (Эзоп) и самая современная (М. Горький, Блок, Л. Андреев, Уэллс), литература приключений и "серьёзная", детектив и сказка, античность и средние века, Возрождение и живая современность, — то есть прошлое и настоящее сливаются, чтобы устремиться в будущее, стать основой нового, современного мифа; как утверждает писатель, "над прошлым, настоящим и будущим имеет власть человек" [47, т. 2, с. 258].

В мир писателя естественно входят библейские образы:

Авессалом, Потифара, Христос, Иона, Авель, Каин, Лот, Агасфер, Лазарь; античные Поликрат, Аспазия, Астарта, Калипсо, Эол, Диана, Психея, Леандр и Герс, Галатея и Пигмалион, Феб, авгуры, Юнона, Левиафан, фея, сирена, пифия, дриада, нимфа, Стикс, сады Гесперид. Мир Грина изобилует именами историческими — выдающиеся личности: Иоганн Гуттенберг, Калигула, Нерон, Гелиогабал, маркиза де Ментенон, Бертольд, Аспазия, Жанна д'Арк, Капабланка, Ричард I, Львиное Сердце, Поликрат, Нострадамус, Де-Баррола, Мальбрук, Марат, Наполеон, Цезарь; знаменитые разбойники: Картуш, Ринальдини, Железная маска, Фра-Диаволо, Рокамболь; ученые: Бен Акиба, Леббок, Бельше, Эдисон, Жорж Кювье, Бишер, Дрэпер; политические деятели: Бакунин, Лавров, Мартин Лютер, Леон Ревашоль; философы: Ницше, Рибо, Штирнер, Эдуард Гартман; путешественники: Колумб, Казанова; композиторы, музыканты, художники, писатели (около ста реальных личностей присутствуют на страницах его произведений). Подпочва Гринландии — история и культура человечества.

на верх страницы - к содержанию - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)