Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Степанович Грин: взгляд из XXI века
к содержанию

Н. А. Кобзев
СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ А. С. ГРИНА "ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ"
начало::02::03::04::05:окончание

Об утре того дня можно судить по деталям, которые свидетельствуют, что это время больше напоминает весну: озаренный пригорок, раскаленные на солнце камни, светлый лес, зелень возле домиков, тенистые деревья. Эти реалии дополняет Молли, которая предстает перед друзьями в легком одеянии и босиком. Чем объяснить столь быструю перемену времени года? На этот счет есть несколько предположений.

Во-первых, нужно помнить о том, что как бы ни была сказочна страна Грина, она во многом напоминает Крым. А осень в Крыму непредсказуема: сегодня холодно и дождливо, а завтра светит солнце, природа оживает, показывается молодая зеленая трава. Именно та, по которой ходила босиком Молли. И все же это объяснение не может удовлетворить полностью.

Возникает другой вопрос: почему Грин показал именно такую временную метаморфозу? По всей видимости, у автора сохранились символические представления, где утро противопоставлено вечеру или ночи, а весна - осени. Причем черты, характеризующие весну и утро, часто совпадают: начало, зарождение чего-либо, жизнь просыпается - смерть и небытие отходят назад, отступают. Утро и весна в любой мифопоэтической концепции ассоциируются с позитивной семантикой. С этим утром у друзей Ганувера связаны надежды на то, что они смогут устранить препятствия между двумя любящими сердцами.

Когда же можно вернуть любовь, если не утром, при пробуждения всего живого? А что может быть важнее в жизни, чем любовь? И даже такие мрачные обстоятельства, как столкновение с негодяями, недоброжелательное отношение местных жителей, не смогли заставить Грина сделать утро серым, дождливым, непривлекательным. Именно потому весна на время сменила осень. А это уже из романтического арсенала изобразительности.

Разделения времени на лето и зиму в романе нет. Для Грина важно деление на положительное и отрицательное, где в первом сливаются весна и лето, символизируя жизнь, а во втором - осень и зима, которые отождествляются с холодом и смертью (не зря же холод и смерть встают рядом, когда Санди вынужден находиться один на шхуне). Описывая осень, а точнее восемнадцатое ноября, юноша думает о смерти: "Было холодно, и я верил, что простужусь и умру" [2, т. 4, с. 6]. Итак, у Грина сохраняется годовой цикл, который соответствует символической системе представлений: присутствует осень и весна, причем весна отождествляется с летом, а осень - с зимой.

В символике времени, как и в природе, существует еще один цикл - жизненный. Иначе его называют возрастным. Он включает в себя основные временные отрезки человеческой жизни: рождение, детство, отрочество, юношество, молодость, зрелость, старость и смерть. Как же представлены они в романе? Показателен в этом плане главный герой Санди, которому, как мы узнаем, шестнадцать лет. Этот возраст считается переходным от отрочества к молодости.

--

Очень символично, что все необычные события воспринимаются глазами шестнадцатилетнего юноши. Человек в таком возрасте открывает для себя мир. На протяжении всей жизни он постигает его; начиная с раннего детства, с первого осмысленного взгляда, и заканчивая глубокой старостью, кегли краски начинают постепенно меркнуть. Но никогда мир не кажется столь волшебным и удивительным, как в шестнадцать лет. Только в эту пору с особой силой могут поманить "тайна и очарование", может гулко забиться сердце с мыслью "Началось!".

Сам Санди довольно тяжело переживает свой возраст. Его мучает та же проблема, которая мучила почти всех в такие годы: "С некоторого времени я упорно решал вопрос:"Кто я — мальчик или мужчина!" Я содрогался от мысли быть мальчиком, но, с другой стороны, чувствовал что-то бесповоротное в слове "мужчина" [2, т. 4, с. 5]. Наряду с мальчишескими представлениями в нем уже присутствует взрослый мужчина, способный пойти на все ради дружбы, благородный и умеющий переступить через свои обиды. На балу одна из девушек, подарившая ему прекрасный цветок, говорит: "О, простота!.. Мальчик, ты плачешь, потому что скоро будешь мужчиной!" [2, т. 4, с. 111].

События, происшедшие в замке Золотой цепи, так повлияли на молодого человека, что он сам почувствовал разительную перемену между Санди сегодняшним и Санди вчерашним. "Да, всего только за двадцать четыре часа (суточный цикл)... Санди Пруэль вырос, подобно растению индийского мага, посаженному семенем и через тридцать минут распускающему зеленые листья. Я был старее, умнее, - тише" [2, т. 4, с. 93]. За сутки Санди совершает скачок в своем развитии, превращаясь из мальчика в мужчину. В эпилоге он предстает перед нами бывалым моряком. Но за огрубевшей с годами оболочкой скрывается все та же веселая, добрая, честная, бескорыстная натура.

В романе встречается немало деталей, касающихся возраста еще одного героя, а точнее - героини. Впервые увидев Молли, Санди удивляется: "Это была девушка или девочка - я не смог бы сказать сразу, но склонялся к тому, что девочка" [2, т. 4, с. 58]. Лишь после того, как Молли переоделась, молодой человек решил, что "это была все-таки девушка".

Грин показывает огромное несоответствие между Молли и Ганувером. О том, что счастье их будет коротким, можно заключить по описанию этих героев. Ганувера мы видим тридцатилетним мужчиной с бледным лицом, перевязанной головой, потухшим взглядом. Санди отмечает слабое пожатие холодных рук. Этот человек близок к смерти. Молли же - почти девочка с озорным мальчишеским взглядом. Ее смех сравнивается с "журчанием майского ручья". Она подвижна, словно "теплый весенний ветер". Весна как бы незримо присутствует там, где находится Молли. Весенняя символика помогает ярче раскрыть образ героини. Девушка - сама жизнь. Вполне очевидна художественная функциональность временной символики. Временные циклы, в данном случае возрастной и годовой, способствуют раскрытию героев, делают их близкими и понятными читателю.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)