Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Степанович Грин: взгляд из XXI века
к содержанию

Н. А. Кобзев
СИМВОЛИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ В РОМАНЕ А. С. ГРИНА "ЗОЛОТАЯ ЦЕПЬ"
начало::02::03::04::05:окончание

Грин-романтик с помощью сна попросту вырезал из романа один из промежутков суток - день. День Грину не нужен: все события происходят либо ночью, либо утром. В этом его концепция пространства и времени полностью соответствует романтизму. Чтобы не изображать скучный, ничем не заполненный день, автор заставил Санди просто уснуть.

Когда Санди Пруэль проснулся, он не мог определить точное время суток. "Спокойная полутьма" окружала юношу. "Был вечер, а может быть, даже ночь", - вспоминал Санди. Видимо, для Грина здесь ночь и вечер - одно целое. В мифопоэтическом представлении о мирр вечер - время тревоги перед ужасами ночи. Романтизм трансформировал символику вечера. Когда ночь стала приобретать положительные смысловые оттенки, то и значение вечера изменилось: тяжелый, скучный день закончился. И впереди - время всего неожиданного и интересного.

Нелегко определить, к какому представлению ближе автор. Санди одолевают очень смешанные чувства: ожидание великого празднества, о котором все говорили, желание увидеть новые чудеса волшебного Дворца и страх перед новым поворотом в ходе событий, если шайка авантюристов не будет разоблачена. "Меня охватывал ужас при мысли, что Молли уже была и что она не придет", - думал Санди. Юноша в тревоге, он не знает, что было, что будет, чего ожидать. Скорее всего, вечер у Грина - это синтез архаичной и романтической символики. Санди находится в ожидании счастья и в то же время под гнётом страха и возможных неожиданностей.

Особо значимыми во времени, а потому и в сутках, в частности, являются центральными и пограничные моменты: полночь (заканчиваются одни сутки и начинаются другие; кроме того, двенадцать часов - полночь, центральное время ночи), рассвет (заканчивается ночь, рождается день), полдень (центральное время дня), закат (конец дня, начало ночи). О полдне в романе не упоминается, видимо, потому, что и дня нет. А вот закат есть.

Капитан Орсуна, появляясь на празднике, рассказывает о встрече с девушкой, поразившей его воображение, предвосхищая свой рассказ фразой: "Было часов семь, и солнце садилось" [2, т. 4, с. 98]. Все смолкли, слушая капитана, особенно взволнованным выглядел Ганувер, почувствовав что-то необычное, надеясь, что этой девушкой окажется Молли. Дигэ бросила фразу, пытаясь развеять сказочную дымку вокруг таинственной девушки: "Это была горничная, но так как солнце садилось, его эффект подействовал на вас субъективно" [2, т. 4, с. 99]. Дигэ, сама того не зная, отметила одну особенность заката - в это время суток все видится необычным, не таким, как днём. Именно поэтому капитану Молли показалась феей.

--

Именно к полуночи собираются все гости на празднество, а если учесть, что время праздников всегда считалось сакральным, то торжество в полночь должно обладать особой, двукратной сакральностыо. Как только Санди попадает во дворец, он сразу же окунается в атмосферу подготовки к празднику. До него долетают обрывки фраз: "Следующей ночью, в полночь..." Об этом времени напоминает Дюрок Молли и разговоре на Сигнальном Пустыре: "Молли, сегодня в 12 часов... вы дали слово три месяца назад"... [2, т. 4, с. 60].

Библиотекарь Поп делится своими планами с Санди, тоже упоминая это время: "Я думаю, что эти три человека принадлежат к высшему разряду темного мира... Наш план развернется ровно в двенадцать часов ночи" [2, т. 4, с. 77]. Все ждут полночи, но у каждого на то свои причины: Ганувер мечтает, что вновь обретет любовь; Молли хочет обрадовать любимого своим появлением: "Она сама захотела появиться ровно в двенадцать, думая, может быть, сильнее обрадовать Ганувера" [2, т. 4, с. 18).) Дигэ надеется, что Молли не появится в назначенный час, и она (наконец!) станет хозяйкой Дворца Золотой цепи; Дюрок, Поп и Эстами рассчитывают разоблачить преступников. Полночь разрешает все конфликты: чьи-то желания сбываются, чьи-то - нет, кто-то счастлив, я кто-то вынужден бежать, чтобы не попасть за решетку.

Итак, у Грина сохраняется символика суточного цикла. Отчасти она соответствует архаичным представлениям, отчасти романтическим, Присутствует деление на утро, день, вечер, ночь. Каждый промежуток суток имеет свою эмоциональную окраску. Наиболее значимыми являются пограничные и центральные моменты времени.

В символике существует и годовой цикл, так же как и в природе Деление на времена года приобретает символический смысл. Каждому времени года соответствуют определенные оценки. Еще в самом начале романа, когда Санди один томится на судне, автор указывает точную дату событий. О том, что все происходит осенью, мы узнаем и по описанию погоды: вокруг "мерзко и сыро", хлещет дождь, во всех щелях свистит ветер. Точную дату происходящего читатель узнает, когда Санди, решая подвести итог своей месячной работе, начинает рассматривать бумажку, которая представляла собой "точный счет моего отношения к шкиперу, - с 17 октября, когда я поступил на "Эспаньолу" - по 17 ноября, то есть по вчерашний день" [2, т. 4, с. 5].

Действие происходит осенью. Но уже на следующий день нарисована природа, совершенно не соответствующая предыдущему описанию. Когда Санди проснулся, то заметил, что сквозь шторы пробивается яркое солнце. Переплывая пролив, который отделяет мыс Гардеи от Сигнального Пустыря, юноша замечает, что "в это жаркое утро воздух был прозрачен... ясно виднелась линия строений Сигнального Пустыря" [2, т. А, с. 50].

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)