Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Степанович Грин: взгляд из XXI века
к содержанию

Р. М. Ханинова
СТАТУЯ В СЮЖЕТЕ РАССКАЗОВ АЛЕКСАНДРА ГРИНА 1910-1920-х гг.: СЕМАНТИКА, СИМВОЛ, ФУНКЦИЯ
начало::02::03::04::05::06::окончание

Дабы придать убедительности доводу в пользу ничтожности объекта раздора, старик добавил, что уже сорвал мраморную голову полководца на площади. Когда вдохновлённый посрамлением соперника юный герой возвратился в город, то застал голову статуи там, где ей полагалось быть.

В уморительных действиях Муттеркинда (влез на конную статую, облизал и обнюхал голову) - авторская сатира на магический контакт. Несчастному показалось, что "Ганс повернул голову и захохотал каменным смехом", а во сне привиделось, как всю ночь скакал над ним Ганс Пихгольц, "держа в руках оскалившую зубы голову" (1, т. 2, с. 113-114). В довершение ко всему юноша лишился внимания Амалии. Это - карнавальная контаминация "Всадника без головы" М. Рида и "Медного всадника" А. Пушкина.

Следовательно, в концепте "статуя" в рассказах А. Грина 1910-1920 гг. можно, выделив ядро - основное значение слова как скульптурного изображения человеческой фигуры или животного в полный рост и более, увидеть во внутренней форме слова различные понятия, образы, ощущения, воспоминания и ассоциации через полисемическое поле (статуя = идол, изваяние, памятник, кумир, манекен).

Актуальный слой концепта, апеллируя к читателю, транслирует семантику, символику, архетипы культурной памяти человека, включает интертекстуальный аспект. Игровому компоненту отводится не только сюжетообразующая и композиционная роль в структуре произведения, но и стилевая. Таким образом, скульптурная мифологема как индекс истории и культуры в малой прозе писателя, на наш взгляд, способствует выявлению философско-этических, социокультурных, психологических доминант в онтологической парадигме человеческого бытия.

--

Примечания

  1. Грин, А. С. Собр. соч. [Текст] : в 5 т. / А. С. Грин. - М.: Худож. лит., 1991.

  2. Толстой, Н. И. Двоедушник [Текст] / Н. И. Толстой // Мифологический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1991.

  3. Иванов, Вяч. Вс. К семантической типологии производных от числительного "два" [Текст] / Вяч. Вс. Иванов // Русская антропологическая школа. Труды. - Вып. I. - М.: РГГУ, 2004.

  4. См.: Карасев, Л. В. Поэтика прикосновения у Пушкина [Текст] / А. В. Карасев // Карасев, Л. В. Вещество литературы. - М.: Языки славянской культуры, 2001. — С. 383-395.

  5. Хлебников, В. Творения [Текст] / В. Хлебников. - М.: Сов. писатель, 1986.

  6. Мериме, П. Хроника времен Карла IX: Роман. Повести и рассказы [Текст]: пер. с фр. / П. Мериме. - М.: НФ "Пушкинский фонд", изд-во АСТ, 2004.

  7. См. вступ. статью Мильчиной В. А. "Отсутствие не только какой-нибудь игры, но даже энтузиазма..." // Мериме, П. Указ. соч.

  8. Примечания А. Д. Михайлова // Мериме, П. Указ. соч.

  9. Михайлова, Л. Александр Грин: Жизнь, личность, творчество (Текст) / Л. Михайлова. Изд. 2-е, дораб. и доп. - М.: Худож. лит., 1980

  10. Символы, знаки, эмблемы: Энциклопедия [Текст]. - М.: Локид-Пресс, 2003.

  11. Русская новелла начала XX века [Текст]. - М.: Сов. Россия, 1990

  12. Якобсон, Р. Статуя в поэтической мифологии Пушкина [Текст] / Р. Якобсон // Якобсон, Р. Работы по поэтике. - М.: Прогресс, 1988.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)