Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: современный научный контекст
к содержанию

С. Ю. Титова (Феодосия)
Материалы архива Сергея Толкачева

Корабль под алыми парусамиВ данной работе используются материалы из архива Сергея Владимировича Толкачева. Поступившие в музей в 1997 г. Среди этих документов публикации произведений А. Грина, печатавшиеся 1-2 раза при жизни Грина и только в журнальных вариантах. В архиве Толкачева С. В. Таких произведений девять:

1. Знай наших. Басня. Новый Сатирикон. 1914. № 40 (2 окт.).
2. Со ступеньки на ступеньку. Фельетон. Новый Сатирикон. 1914. № 49 (4 дек.).
3; Испорченный аппетит. Стихотворение. Стрекоза. 1914. № 48 (дек.). (Геркулес. 1916.№ 16).
4. Кошмарный случай. Рассказ. Двадцатый век. 1915. № 8 (фев.)
6. Каприччио. Стихотворение. Новый Сатирикон. 1915. № 22 (28 мая).
7. Черный роман. Рассказ. Двадцатый век. 1915. № 24 (июнь).
8. Рождественский дед. Стихотворение. Солнце России. 1917. № 386 (июль).
9. Урбан Грац принимает гостей. Рассказ. Лумэморье. 1914.№ 19(19сент.). (Двадцатый век. 1914. № 44; приложение Петроградский листок. 1916. 24 мая «Мой дом»).

А. С. Грин писал: «Нехотя, против воли признают меня российские журналы и критики, чуждя им, странен и непривычен...».

Видимо, Александр Степанович имел в виду крупные, так называемые «солидные» журналы, такие как «Руссюе богатство» или «Русская мысль».

В нашей работе представлены журналы 1914-15 гг., в которых печатался А. Грин. За эти два года у Грина было около 155 журнальных публикаций примерно в 25-ти различных изданиях. Если из них выделить «пятерку лидеров» по количеству гриновских публикаций, то можно составить следующее соотношение:

1. Двадцатый век - 51
2. Новый Сатирикон - 21
3. Женщина - 13
4. Война - 11
5. Геркулес - 7

Соответственно этому «пьедесталу» представим публикации из архива Сергея Владимировича Толкачева. Первое место по числу публикаций в 1914-15 гг. занимает журнал «Двадцатый век». Об этом журнале Лев Гумилевский (1) вспоминает: «В дореволюционном Петрограде, на одной из десяти Рождественских улиц, <...> находилось издательство Богельмана. Оно выпускало множество журналов <...> Самым распространенным из них был еженедельник «XX век», на страницах которого я и оказался случайным соседом Александра Степановича Грина.

Хорошо помню мой первый визит к Богельману в 1915 г. По тому как старик взял рукопись, понес с собой, <...> я понял, что <...> пришел в торговое помещение не в издательство. <...> Больше четверти листа рассказы отвергались без просмотра <...> Гонорар был ничтожным, по 5-7 рублей рассказ. Но так как шло почти всё, что приносилось, то случалось, я получал по 25 рублей за раз».

И далее: «Только в дни крайней нужды обращался Александр Степанович к Богельмановским журналам. Я думаю, многое писалось за ресторанным столиком, среди шумного остроумия в дружеской компании, когда нечем было платить по счёту и пока еще не закрылась контора «XX века». Герои этих произведений носили имена, списанные с карточек меню; события громоздились одно на другое, герцоги и баронессы выражались, как ломовые извозчики и всё обращалось в мистификацию богельмановских читателей. (Можно вспомнить про рассказ «Рыцарь и шпага»: мистификация, под Эдгара, действующие лица баронесса, герцог, вероятно, его и имеет в виду Гумилевский) Кто-нибудь нес рукопись к Богельману и обед продолжался» (2).

Это личное впечатление Льва Гумилевского, где точно писал А. Грин рассказы, относимые в редакцию «XX века», мы не знаем, но эти слова частично подтверждаются Н. Н. Грин: «В молодости Александр Степанович в периоды острой нужды, да и не только, - писал все, что взбредет в голову, часто не отделывая, дабы только скорее получить монеты. Поглотителями таких рассказов были «Синий журнал», «Геркулес» и прочие такого типа» (3).

--

В своей работе мы представим четыре рассказа, напечатанных в журнале «XX век». Рассказ «Кошмарный случай». Тему рассказа можно определить как антивоенная, именно военной и антивоенной тематике посвящено большинство рассказов, напечатанных Грином в этом журнале. Сюжет таков: Герман Шульц был когда-то матросом. Прожил три года на Филиппинах, из них полгода в племени каннибалов, где его почему-то не съели.

Вернувшись в Петербург во время войны. Он основал общество «Едоков». А «продукт» для их блюд доставляли с полей сражения. Всю это шайку выследил и взял с поличным никто иной, как Нат Пинкертон, (тема создания «экстремальных обществ» не случайна, она была разработана в одном из лучших рассказов АС «Зурбаганский стрелок» (1913); эта тема перекликается с творчеством Стивенсона (ср. повесть «Приключения принца Флоризеля»), которое было известно АС).

Рассказ «Битва в воздухе», опубликованный в том же журнале «XX век», также написан на военную тему. Летчик Петров ведет воздушный бой с немецким самолетом и вдруг замечает, что противник - женщина, необыкновенной красоты. Но бой он всё-таки выиграл и чудом не разбился, потому как заснул на высоте 3000 м. В рассказе происходит совмещение реальности и видения, поэтому читатель остается в неведении: приснилось ли все это летчику Петрову или он заснул уже после боя.

К рассказам, написанным на военную тему относится и напечатанный в 44 номере «ХХ-го века» рассказ «Урбан Грац принимает гостей» (в архиве Толкачева этот рассказ представлен в более раннем издании - журнал «Лукоморье», 1914 год, № 19). Урбан Грац. Во время окну наци и не покинул свой дом, не смотря на бегство слуг. Австрийский взвод остановился в доме Граца, устроили там погром, а когда Грац признался офицеру, что это он утром стрелял по их отряду, его убивают. Умирает Грац со словами: «Я не мог поступить иначе. Это мой дом, моя земля, моя честь». На следующее утро в город входят казаки. На войне всегда есть место подвигу. И у каждого человека свой подвиг.

Военные рассказы АС в «XX веке» оформлялись фотографиями военной тематики Из рассказов, опубликованных Грином в журнале «XX век» и хранящихся в архиве Сергея Владимировича Толкачева, интересен и рассказ «Черный роман». Хулиган Ярмес едет по приглашению в богатый дом к знатной даме. Она, красивая женщина, бросается ему на шею, и в этот момент появляется мужчина с револьвером, прогоняет испуганного Ярмеса, грозит женщине. Когда Ярмес убегает, из-за шторы появляется кинооператор. Все смеются, довольные сыгранной сценой и тем, что Ярмесу не надо платить деньги за фильм. Мотивы киносъемок, использования неведения людей, для съемки сюжетов, чтобы они выглядели натурально рассказ????

Лев Гумилевский писал, что «ничего из всего того, что печаталось в «XX веке», Грин не включал в свои книги. Многие из этих рассказов были подписаны псевдонимами Александров или Степанов. Но в этой необходимости писать ради куска хлеба Грин был не одинок». На втором месте в нашей «пятерке лидеров» стоит журнал «Новый Сатирикон». Это был еженедельник, который издавался с 1913 года (издатель - Корнфельд, редактор - Аркадий Аверченко).

Аверченко (4) собрал вокруг себя поэтов, работающих в юмористическом жанре: Саша Черный, Теффи. В 1914-15 гг: в «Новом Сатириконе» печатались стихи Грина. По воспоминаниям Лидии Лесной (5): «Это был по тем временам один из передовых журналов. Его хлесткая сатира и злой юмор не раз встречали свирепые наскоки цензуры. В 1914 г. журнал был закрыт и снова возродился под заголовком «Новый Сатирикон». Грина встретил тепло и сочувствственно основатель и редактор журнала Аркадий Тимофеевич Аверченко, сразу подметивший в незрелых стихах Грина своеобразный талант. А печататься в «Сатириконе» - это была «марка». Свои первые стихи принес туда и Маяковский» (6).

В 1914-15 гг. в «Новом Сатириконе» были напечатаны следующие гриновские поэтические произведения: басня «Знай наших», фельетон «Со ступеньки на ступеньку», стихотворение «Каприччио». «Даже самые мои плохие рассказы, написанные в нужде, за пятирублевки, без серьезного обдумывания, подписанные Степановым, Александровым, Моравской и всякими другими псевдонимами, которые я уже забыл, все-таки носят на себе хоть малую печать моего писательского «я»» (7).

Примечания

1. Гумилевский Лев Иванович (1890) - прозаик, автор многих романов и повестей, атак же книг из серии ЖЗЛ («Рудольф Дизель», «Вернадский» и др.)
2. Лев Гумилевский. Далекое и близкое. ФЛММГКП3533/Д1328
3 Н. Н. Грин. Воспоминания об А.Грине. ФЛММГКП3553/Д1348
4. Аверченко Аркадий Тимофеевич (1881-1925) - беллетрист, фельетонист, редактор журнала «Новый Сатирикон».
5. Лесная-Шперлинг Лидия Валентиновна (1889) - журналистка, поэтесса, актриса театра кукол.
6. Лидия Лесная. А. Грин в «Сатириконе». ФЛММГКП3539/Д1334
7. Н. Н. Грин. Воспоминания об А. Грине. ФЛММГКП3553/Д1348

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)