Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: современный научный контекст
к содержанию

Л. А. Мельникова (Минск)
Лексико-семантические особенности языка произведений А. С. Грина
начало::окончание

Язык художественного произведения отличается от общелитературного, «нехудожественного» языка тем, что, используя те же языковые ресурсы, писатель отбирает и группирует их индивидуально, в соответствии со своими художественными задачами. Слово в эстетическом значении, использованное в художественном произведении, способно вызвать у читателя самые разнообразные чувства и сложнейшие ассоциации, поскольку опыт каждого человека, как жизненный, так и художественно-эстетический, индивидуален, как индивидуален его внутренний мир. Изучая конкретные языковые элементы художественного целого с помощью разнообразных лингвистических методик, следует рассматривать их в контексте всего творчества писателя, с учетом личностного фактора.

Проникновение в художественную мастерскую писателя - задача чрезвычайно сложная. Однако наблюдения над языком писателя, изучение его самых непредсказуемых наблюдений и открытий в этой области будут способствовать раскрытию творческой индивидуальности писателя, специфики авторского миропонимания и мироощущения, секретов его художественного мастерства. Своеобразие образной системы А. С. Грина находит свое отражение в его безусловно новаторском языке. Точность и четкость, зримость, живость, осязаемость изображаемого - характерные черты творчества писателя — связаны с включением в речевой оборот, в языковой актив писателя особых комбинаций слов.

Повесть Алые паруса иллюстрируют дети

В соответствии с поставленными эстетическими задачами писатель в своей индивидуально-авторской речи подвергает слова общенационального языка творческой трансформации как в семантическом, так и в стилистическом планах. При этом первостепенное значение приобретает включение слова в систему словосочетаний, контекста. Выбранный нами подход к анализу лексики языка писателя основан, прежде всего, на изучении лексико-стилистических значений слов, выявление их соотношений, взаимосвязей, в том числе ассоциативных.

Неисчерпаемость художественного осмысления языка находит отражение даже в простом перечислении ряда эстетически значимых словосочетаний и наиболее типичных, характерных для Грина синтаксических образований.

К концептуально значимой лексике А. С. Грина можно отнести, например, существительное мысль: преступная мысль; болезненное напряжение мысли, странный мир — мысль; неуловимая музыкальная мысль и др. Значимость «звукового» семантического поля находит отражение в разнообразии определяющих и определяемых слов: скрученный в душе вопль; долгий оглушительный вопль; пронзительный вопль; пёстрый гул; тревожный крик реки; льющийся звон; монотонная мелодия; стремительное контральто; дикая, монотонная мелодия; гробовое молчание дверей; стремительная тишина; беснующаяся тишина; унылая тишина душ; разбитая вдребезги тишина; испуганная тишина; стремительный перелёт такта; тихая трава и др.

- http://magazin-nissan.ru/pathfinder масло для дизельного патфайндера. -

Как видно, большинство приведённых примеров показывают одну из наиболее важных особенностей, свойственных языку Грина: совмещение в пределах одного словосочетания таких слов, которые вместе образуют новую семантику всего высказывания. Это путь создания ярких запоминающихся образов. Более того, художественный текст Грина отличает обилие определений, являющихся эпитетами, уточняющими, дополняющими то или иное понятие.

Поэтому, так часто писатель снабжает определениями редко определяемые понятия, такие, которые сами несут достаточно полную смысловую и эмоциональную нагрузку: душа, тишина, тоска, сердце, скука, сознание и др. Часто в центре внимания писателя оказываются довольно редкие в общелитературном языке слова, однако писатель придаёт им большое значение: вибрация, гладь, зыбь, наплыв, перелёт, поворот, пустота, тень, трепет и т.п.

Словосочетания, в состав которых включены эти слова, придают повествованию динамику, способствуют точности изображения переменчивых состояний души человека и окружающего его мира (голубая зыбь, зыбь, жаркая и светлая, хрустальная зыбь воздуха; сверкающая душевная вибрация, психическая вибрация, обманный толчок мыслей; ясный толчок взгляда; мелькающий трепет (жизни), замкнутый трепет муки и др.).

Сквозная метафоричность повествования - характерная черта образной системы писателя: тоска металась, острыми крыльями била в сердце, разбитая на мгновение вдребезги испуганная тишина; тишина, резко обрывающая мелодию, напеваемую под стук бегущих колёс; ослепительная фиолетовая трещина раскололо тьму; острая чёрная линия (расколола его душу и сердце); причудливая трещина бессознательной сферы; горячий взгляд (солнца), смеющееся лицо (счастья) и т.п.

-ПВХ завеса на проём любого размера-

Один из распространённых в творчестве А. С. Грина художественный приём - показ предмета или явления через его часть или признак. В этом приёме проявляется, прежде всего, эстетическая позиция автора: необходимость стабилизации неудержимой фантазии при помощи точных форм, выраженная в стремлении к точности и детализации.

Его излюбленные образы - замкнутые формы, круг, окружность, венок, четырёхугольник и подобные, поэтому в качестве определяемых существительных выступают понятия, связанная с геометрией, живописью, графикой (линия, черта, полоса, треугольник, спираль, пятно, цвет), существительные, обозначающие явления, воспринимаемые разными органами чувств, обозначающие состояния и процессы (движения, толчок, трепет, звон, запах, сияние, тепло, гладь, игра, тишина) и др.

Значительная частота большинства из этих существительных свидетельствует о неслучайности такого рода словосочетаний: беспечная линия рта, отвесная линия носа, пенистая линия песка, зелёная полоса неба, красная полоса горизонта, вольные черты птиц, детская черта глаз и подобные.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2018 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)