Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Современная литературная критика: статьи, очерки, исследования
Александр Грин: современный научный контекст
к содержанию

Ю. А. Царькова (Москва)
От "Красных парусов" к "Блистающему миру"
реконструкция замысла первого романа А. Грина
начало::02::03::окончание

Заметки к новому роману, озаглавленные "К Феерии", казалось бы, должны относиться к "Алым парусам"; однако, в начале тетради под заголовком "Феерия" Грин делает развёрнутые записи, состоящие из пяти глав, содержание которых никак не связано с сюжетом "Алых парусов". Здесь главный герой - некий молодой человек Колен, оставшийся без работы и вынужденный просить милостыню.

В один из вечеров он знакомится на улице с Хихиньяком, который даёт ему письмо к одному из влиятельнейших людей города. На следующий день Колен, используя эту возможность устроиться на работу, отправляется к Трикатуру и получает место смотрителя охотничьего домика, а также достаточно высокую плату за свою будущую службу. Вечером вместе со своим знакомым он празднует удачу в одном из кабачков и, выпив лишнего, становится жертвой умелых мошенников и утром приходи в себя на улице без единого гроша в кармане. Рассказать Трикатуру о случившемся и попросить помощи Колену неудобно, и, чтобы добраться до охотничьего домика - места будущей службы, он сначала садится "зайцем" на пароход, а потом, когда его ссаживают, идёт пешком. Начинается гроза. На этом рукопись обрывается.

Сквозь бурю в ожидании чуда

В записях, озаглавленных Грином "К Феерии", героя по имени Колен нет. Первоначально это, видимо, была своеобразная попытка писателя слить три замысла - "Алые паруса", "Феерию" и роман о летающем человеке - в единое произведение; однако, преобладающей становится тема полёта.

Часть записей, сделанная карандашом, наименее связана: это только заметки к возможным сюжетным узлам будущего произведения:

"<Хин> берёт её на воздух, она думает, что это сон.
Из окна в окно.
<Т...> бросается с плота в воду, увидев полёт <"Я верю в чёрную барышню".
Хин сначала плакал (матрос).
<Арестуют> Он <уронил> что-нибудь ночью во двор, опустился схвачем.
Воздушные дворцы.
<Пир> на воздухе.

--

Упоминание имени Хин позволяет предположить, что данный план был каким-то образом связан с "Алыми парусами"; а описание дома будущего героя: «Его дом - роскошь <невозможной> пустоты. Зала бассейн Предметы у потолка. Круглые отверстия»,- напоминает дом Мас-Туэля.

Здесь же Грин делает записи, свидетельствующие о том, что он стремится воплотить коллизию свободного и «механического» полета и ищет «обоснования» возможности свободного полета:

«Икар. Ведьмы.
Не раз изобрет<атель> останавливался, но Икар снова толкал его. <...> Аэроплан не освобождает.
Воздух: места без притяжения, очаги электричества, кислородные пласты, разряженности. Эффекты неба».

Продолжение записей, сделанное Грином чернилами, логично и развернуто: сюжетно они близки к «Блистающему миру», за исключением некоторых подробностей и трагического финала:

«1.-Факты.
2. - Факт - связь, - соединение фактов; предположения.
1. — Арест; побег; истина; меры.
2. - [Приглашение на честное слово] (от министра, святоши и ученого)
3. - Свидание с министром. Отказ.
4. - Минисгр дает поручение трём летчикам изловить <Гью>
5. — <Гью> дома
6. - Его дела: тюрьмы, кораблекрушения помощь, окна (смотрит), мелочи по дороге, шутки.
7 — Работа и поиски летчиков.
8. — [Встреча с] Любовь к молодой девушке, [знакомство] сцены, исполнение <невозможной> просьбы
8. - Столкновение в воздухе с преследователем. Доклад об этом министру.
9. - Полет с девушкой (предв. обьясн. в любви). Утро и признание.
10. - Его рассказ о себе. Волнение девушки.
11. - Битва в квартире (Заманили на найденное).
12. - Решение переменить место. Дневник.
13. - Уезжают. [Приморское местечко]. След, за ними, за ней, <в.. .> и прослеживают.
14. - Утро, свадьба [брачный полет]. [15. — Подкуп с целью подать яд.]
[16] 15. - Застрелен. Падение и смерть» [11].

Таким обраюм, в конце 1917 г. основные сюжетные линии будущей книги можно считать сложившимися, однако из плана вырисовывается, скорее, авантюрно-приключенческий роман. Намечена тема противостояния героя и власти, но противостояние это не имеет еще четкого обоснования, а тема Чуда, ведущая в романе «Блистающий мир», отсутствует.

Неизвестно, обращался ли Грин к этому плану до лета-осени 1921 г.; вероятно, все же обращался, т.к. среди записей к роману «Алголь», работу над которым он начал летом 1921 года, есть и заметки к "Блистающему миру", не соответствующие плану конца 1917 года [12]. Так, появляются записи, где названа отсутствующая в плане Тави.

Традиционные кирпичные камины работы мастеров Раслово-Кладка – это надежные очаги, которые прослужат вам не один десяток лет. Наши камины и печи не трещат, не дымят, не осыпаются и не гнетут хозяев своим унылым присутствием. Камины и печи Компании Раслово-Кладка будут только радовать и обогревать вас десятилетиями. Также у нас вы можете заказать кованые мангалы.

на верх страницы - к началу раздела - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)