Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Литературная критика - Репрезентация творчества Александра Грина в СССР
к содержанию

 

  • 505 Отдельные научные работы специально посвящены анализу христианских мотивов в советском кинематографе и литературе – например, см. Petro, N. (editor) Christianity and Russian Culture in Soviet Society, Series on Change in Contemporary Soviet Society, Westview Press, Boulder, San Francisco and London, 1990.

  • 506 Цит. по Верхман, Е., Первова, Ю. «Грин и его отношения с эпохой», Александр Грин: Человек и художник, с.35.

  • 507 Мотив писательства, творчества и полета изначально являлся основным при составлении плана «Красных парусов». Начиная рукопись, Грин задумывал написать роман, который состоял бы из двух книг. Первая должна была быть посвящена размышлениям писателя о действительности реальной и художественной и о поиске точки их пересечения (из этого впоследствии Грин развил свою теорию Несбывшегося). Вторая книга рассказывала бы историю Ассоль, как пример своеобразного жизнетворчества, сотворения ее судьбы руками Грэя. Впоследствии сюжет об Ассоль и Грэе выделился в известную феерию, а из повести о писателе и его друге – летающем человеке Мас-Туэле – вышел роман Блистающий мир. На эту тему см. архивные материалы, опубликованные в статье Царьковой («Дорога к алым парусам», 2002, электр. изд.).

  • 508 Необходимо отметить, что тема искусства играет важную роль в произведениях Грина. В рассказах «Черный алмаз» (1916), «Сила непостижимого» (1918), «Белый огонь» (1922) и других писатель трактует искусство (в частности – живопись и музыку) как преобразующую силу, способную создать нового человека и усовершенствовать мир. Исходя из этой концепции, в романе Блистающий мир Друд представляет собой квинтэссенцию свободного духа искусства.

  • 509 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.209.

  • 510 см. Ковский, В. Романтический мир Александра Грина, с.83.

  • 511 Rosenthal, B.G. New Myth, New World: From Nietzsche to Stalinism, The Pennsylvania University Press, Pennsylvania, 2002, p.2,4.

  • 512 Rosenthal, B.G. Introduction to Nietzsche and Soviet culture: Ally and Adversary, Cambridge University Press, Cambridge; New York, 1994, p.3.

  • 513 Carlson, M. “Armchair Anarchists and Salon Supermen: Russian Occultists Read Nietzsche”, Nietzsche and Soviet Culture: Ally and Adversary, Cambridge University Press, Cambridge, 1994, p.109-115.

  • 514 Под условным термином «женщины-Милосердия» мы подразумеваем идеальный женский образ Грина. Типичные его примеры – Ассоль (Алые паруса), Тави (Блистающий мир), Дэзи (Бегущая по волнам) и другие. В отличие от образа «женщины-Власти» образ хрупкой и робкой «святой девушки» (так в одной из сцен Блистающего мира названа даже Дева Мария) исполнен радостного предвкушения чуда и детской непосредственности. Существует версия, что самое популярное гриновское имя – Ассоль – используемое писателем минимум в четырех произведениях, является производным от испанского сочетания “al sol”, «к солнцу» (см. Царькова, Ю. «Дорога к алым парусам»). Вечная Дева Грина воплощает в себе светлую иррациональную гармонию стихийного диссонанса и в изменчивости ее настроения заключена основа всего сущего: «Жизнь ее благословенна […] а значение этой жизни выше нашего понимания» (Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.2, с.191) Подробнее о женских образах в произведениях Грина см. также Жук, И. «Героини Грина», Александр Грин: Человек и художник, с.114-120.

  • 515 Ковский, В. Романтический мир Александра Грина, с. 76.

--

  • 516 т.3, с.106.

  • 517 Там же, с.118.

  • 518 Там же, с.133.

  • 519 Ковский, В. Романтический мир Александра Грина, с.78.

  • 520 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.175.

  • 521 О христианских убеждениях Грина см. Верхман, А., Первова, Ю. «Грин и его отношения с эпохой», Александр Грин: Человек и художник, с.39-41, а также Грин, Н. Воспоминания об Александре Грине, с.100-101.

  • 522 Тризна, реж. Б. Мансуров, Казахфильм, 1982.

  • 523 См. Доронин, Г. «Достоинство прямого взгляда», Общенациональная ежедневная газета республики Казахстан, 2002, 3 декабря; Шимырбаева, Г. «В кино все зависит от политической конъюнктуры», Казахстанская правда, 2005, 7 октября.

  • 524 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.80.

  • 525 Блистающий мир, реж. Мансуров.

  • 526 Отель «У погибшего альпиниста», реж. Г. Кроманов, Таллинфильм, 1979.

  • 527 На эту тему см. Яблоков, Е. «Александр Грин и Михаил Булгаков», Филологические Науки, №4, 1991, с.33-42, Чудакова, М. «Присутствует Александр Грин», Сельская Молодежь, №6, 1976, с.31-37.

  • 528 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.82.

  • 529 Булгаков, М. Избранные произведения в двух томах, Днипро, Киев, 1988, т.2, с.710.

  • 530 Там же, с. 711.

  • 531 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с. 77.

  • 532 Блистающий мир, реж. Мансуров.

  • 533 Ferguson, G. Signs and Symbols in Christian Art, Oxford University Press, London, 1961, p. 46-47.

  • 534 Изображение перевернутого треугольника – символа Троицы - посредством особой композиции является распространенным явлением в иконописи, особенно русской. Наиболее знаменитым примером является «Троица» Андрея Рублева, основой композиции которой является перевернутый треугольник, заключенный в круг.

  • 535 См. Moore, A. Iconography of Religions: An Introduction, SCM Press, London, 1977, p.256-257.

  • 536 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с. 78.

  • 537 Блистающий мир, реж. Мансуров.

  • 538 Там же.

  • 539 См. Taylor, R. “But Eastward, Look, the Land is Brighter”, The Landscape of Stalinism: The Art and Ideology of Soviet Space, p.201-215; Clark, K. The Soviet Novel: History as Ritual, University of Chicago Press, Chicago, 1981.

  • 540 Блистающий мир, реж. Мансуров.

  • 541 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.125.

  • 542 Там же, с.117.

  • 543 Там же, с.118-119.

  • 544 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.100.

  • 545 Там же, с.90.

  • 546 Там же, с.212-213.

  • 547 Там же, с.77.

  • 548 Там же, с.68.

  • 549 Ковский, В. Романтический мир Александра Грина, с.85

на верх страницык содержанию - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)