Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Литературная критика - Репрезентация творчества Александра Грина в СССР
к содержанию

  • 456 Woll, J. Real Images: Soviet Cinema and the Thaw, p.133.

  • 457 См. Орлова, Н. «Глазами Александра Грина», Советский экран, №13, 1966, с.9.

  • 458 Здравствуй, это я!, реж. Фрунзе Довлатян, Арменфильм, 1965. Интересно, что вторая роль Тереховой в кино стала одновременно и ее второй совместной работой с Роланом Быковым.

  • 459 Карьеру сценариста Галич начал еще в 1950 году («В степи»). В течение 50-60 годов стал автором как минимум десяти полнометражных фильмов.

  • 460 Woll, J. Real Images: Soviet Cinema and the Thaw, p.188-189.

  • 461 Бегущая по волнам, реж. Любимов.

  • 462 Там же.

  • 463 На эту тему см. также Вайль, П., Генис, А. 60-е – Мир советского человека, с. 138.

  • 464 Для советского зрителя это место выглядело достаточно экзотично, чтобы походить на Гринландию - пейзажи Крыма были уже знакомы всем и традиционно ассоциировались с Грином, а вот Болгария в шестидесятые годы была узнаваема далека не всеми жителями СССР.

  • 465 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.5, с. 23.

  • 466 Там же, с.4.

  • 467 Там же, с. 97.

  • 468 Ковский классифицировал гриновских героев так: «романтический юноша, жаждущий опасностей, удачи, любви; профессиональный «искатель приключений», […]; опытный «морской волк»; честный и достойный труженик-бедняк; скучающий, безнравственный богач, любитель острых ощущений». См. Ковский, В. «Возвращение к Александру Грину», Вопросы литературы, №10, 1981, с.71-72.
    469 Иваницкая, Е. Мир и человек в творчестве Грина, Издательство Ростовского университета, Ростов-на-Дону, 1993, с.31.

  • 470 Бегущая по волнам, реж. Любимов.

  • 471 Философский дискурс финала фильма Бегущая по волнам (ужасная простота и обыденность зла) можно сопоставить с концепцией известного документального фильма Михаила Ромма Обыкновенный фашизм (1965), который вышел на экраны двумя годами раньше и мог повлиять на замысел гриновской экранизации.

  • 472 Вся сцена снята в эстетическом стиле, напоминающем сюрреалистические фильмы Феллини. О возможном влиянии Феллини на Любимова см. выше.

  • 473 Бегущая по волнам, реж. Любимов.

  • 474 Возможно, здесь режиссер цитирует сцену из 8 ½ Феллини.

  • 475 Ковский, В. Романтический мир Александра Грина, с.137. В этой цитате автор ссылается на признание Павла Любимова, сделанного на страницах журнала Советский экран в период работы над картиной, в 1966 году, см. Орлова, Н. «Глазами Александра Грина», Советский экран, №13, 1966, с.8-9.

  • 476 Верхман, А., Первова Ю. «Александр Грин и его творчество в первые послереволюционные годы», Александр Грин: Человек и художник, с.80.

  • 477 Бережной, С. «В ожидании Бегущей по волнам», критический очерк в электронном издании Ozon.ru: http://www.ozon.ru/?context=detail&id=193397, дата доступа 06/01/03.

--

  • 478 Из интервью Булата Мансурова, опубликованного в статье: Шимырбаева, Г. «В кино все зависит от политической конъюнктуры», Казахстанская правда, 2005, 7 октября.

  • 479 Роман Замятина создавался в полемике с многочисленными социально-утопическими агитками, в основе которых лежали уравнительные экономические принципы и примитивные представления о классовой борьбе. Вместе с тем, роман Мы стал своеобразным экспериментом, практическим воплощением идеи соединения авантюрной фантастики и философско-аллегорического романа. Споры о жанровой принадлежности и жанровом определении романа («утопия», «антиутопия» или «дистопия») ведутся до сих пор.

  • 480 Самой показательной в этом отношении является киноработа режиссера Марка Захарова Убить дракона (1988).

  • 481 Подробнее на эту тему см. Turovskaya, M. “Soviet Films of the Cold War”, p.131-142.

  • 482 Подробнее на тему ритуализированной системы репрезентации Сталина в советской культуре см. Clark, K. “Socialist Realism and the Sacralizing of Space”, The Landscape of Stalinism: The Art and Ideology of Soviet Space, p. 3-18.

  • 483 Роль Тави исполняет Вероника Изотова.

  • 484 Грин, Н. «Из записок об А.С.Грине», Воспоминания об Александре Грине, с.332-333.

  • 485 Блистающий мир, реж. Б. Мансуров.

  • 486 Подробнее на тему функций персонажей волшебной сказки см. Пропп, В. Морфология сказки, с.29-76.

  • 487 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т. 3, с.133.

  • 488 Там же, с. 146.

  • 489 Там же.

  • 490 Слонимский, М. «Александр Грин реальный и фантастический», Воспоминания об Александре Грине, с. 268.

  • 491 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.3, с.155.

  • 492 см. Верхман, А., Первова, Ю. «А. Грин и его творчество в первые послереволюционные годы», с.74

  • 493 Вейдле, В. О поэтах и поэзии, YMCA-Press, Paris, 1973, p.10-11.

  • 494 Мы можем предположить, что блоковская тема Прекрасной Дамы нашла отголосок в идеальном образе гриновской женщины. Эта же мысль высказана также в работах Ковского и Харчева, см. Ковский, В. Романтический мир Александра Грина, с.44; Харчев, В. Поэзия и проза Александра Грина, с.29.

  • 495 В качестве натуры Мансуров использовал Воронцовский дворец в Алупке.

  • 496 Подробнее об имидже «враждебной» заграничной жизни см. Turovskaya, M. “Soviet Films of the Cold War”, Stalinism and Soviet Cinema, p.132.

  • 497 Грин, А. Собрание сочинений в шести томах, т.4, с.314.

  • 498 На тему ритуально-психологической трансформации мифологического героя см. подробнее Campbell, J. The Hero with a Thousand Faces, Pantheon Books, New York, 1961.

  • 499 Впервые опубликовано в издании Бердяев, Н. Новое религиозное сознание и общественность, Издание М.В. Пирожкова, СПб, 1907.

  • 500 Christie, I. “The Director in Soviet Cinema”, Stalinism and Soviet Cinema, p.143.

  • 501 Turovskaya, M. “Soviet Films of the Cold War”, Stalinism and Soviet Cinema, p. 138.

  • 502 Там же.

  • 503 Цирк, реж. Г. Александров, Мосфильм, 1936. Примечательно, что в этом культовом для советского общества фильме тоже используется тема полета в цирке. Однако в данном случае полет объясняется не сверхъестественными способностями героя/героини, а техническими приспособлениями. Полет – это достижение и развлечение масс, индивидуализм здесь не возможен. Поэтому «капиталистический» полет является полетом вынужденным (способности Марион эксплуатирует ее антрепренер), а «советский» полет символизирует торжество энтузиазма и таланта советских людей, в ряды которых вступает Марион, трансформированная в «Машу». Демонстрация в финале – это своего рода коллективный полет духа советских людей.

  • 504 См. Taylor, R. “But Eastward, Look, the Land is Brighter”, The Landscape of Stalinism: The Art and Ideology of Soviet Space, p.206.

на верх страницык содержанию - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)