Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Литературная критика - Репрезентация творчества Александра Грина в СССР
к содержанию

11.3. Художник и его творение (начало::02::03::04::05::окончание)

Встреча с мечтой об Алых парусахЭто и есть та бездна, которая затягивала в себя Доггера – темная сторона искусства, зло творчества, о котором он говорил Куту. Историю падения и гибели гения Доггера можно трактовать как результат его первоначального замысла: написать три картины, которые были бы самыми совершенными из всех произведений искусств, созданного человечеством – и которые могли бы поспорить с творениями самого Бога. Возвысив себя до положения единого Творца, Доггер создает свои три картины: первая – Жизнь, вторая и третья – Ложь и Зло. Написав третью картину, прочувствовав и передав Зло во всем его могуществе, Доггер осознал, что тьма безраздельно овладела его телом, мыслями и снами. Из этой тьмы родились те уродливые видения, которые он заботливо собирал в папку в заветной мастерской.

Он старался спастись: но красота и гармония природы, на которую он возлагал надежды, пытаясь сбежать от преследующих его кошмаров, не помогла Доггеру. Чтобы спастись от духовной и творческой тьмы, ему надо было спастись от собственной гениальности – а это оказалось невозможно. Он стал Творцом – творцом облика зла. Ценой оказалось вечное мучение и вынужденное заточение. Над его картинами тяготело проклятье и запрет:

Я не мог показать людям своих ужасных картин, так как они превознесли бы меня, и я, понукаемый тщеславием, употребил бы свое искусство согласно наклону души – в сторону зла, а это несло гибель мне первому; все темные инстинкты души толкали меня к злому искусству и злой жизни […] я запирался и уходил в свои фантазии – рисунки, пьянея от кошмарного бреда; той папки нет больше». [624]

Сопротивляясь злу, художник нашел в себе силы пойти на самую огромную жертву: он скрыл свои картины от людей. Перед смертью он уничтожил все созданное, кроме самой первой картины: женщины, готовой обернуться, «Жизни». Она никогда не выполнит свою угрозу и не покажет лица – потому что видеть его нельзя.

--

Тема конфликта художника и его творения в произведениях Грина параллельна теме противостояния человека и машины. Произведение искусства – применяя терминологию «Искателя приключений», темного искусства – можно сопоставить с детищем научно-технического прогресса: в обоих случаях речь идет о наивысших достижениях человеческого гения. Изобретая разнообразные механизмы - особенно человекообразные механизмы, как робот Ксаверий, о котором было сказано выше в разделе, посвященном Золотой цепи – человек нарушает некий запрет, наложенный природой или Богом. Таким образом, картина Доггера, изображающая Зло и, например, автомобиль, становятся синонимами в художественно-философской системе Грина.

В рассказе «Серый автомобиль», который лег в основу сценария Господина оформителя, описание машины напоминает описание инфернального монстра:

Он выкатился с холма издали, серым наростом среди живописных картин дороги […] Это был металлический урод обычного типа, с выползающей шестигранной мордой, напоминающей поставленную на катушки калошу, носок которой обращен вперед […] Все мои чувства испытывали насилие; не говоря о внешности этих, словно приснившихся машин, я должен был резко останавливать свою тайную, внутреннюю жизнь всякий раз, как исступленный, нечеловеческий окрик или визг автомобиля хлестал по моим нервам [625].

Машина – это, пользуясь словами героя «Серого автомобиля», вырождение культуры, ее ужасный гротеск. Футуристические формы живописи – это искусство для автомобиля, причем нагромождение геометрических линий означает ни что иное, как видение мира с точки зрения проезжающей машины. Музыка автомобиля – это «некоторые новые композиции, старательно передающие диссонанс уличного движения» [626]. Граммофон и синематограф тоже обслуживают автомобиль, будучи его малым подобием и как бы светским развлечением. В фантазиях главного героя «Серого автомобиля» функцию любовниц автомобиля выполняют манекены, стоящие в витринах модных магазинов. И его возлюбленная Коррида – это одна из этих красивых восковых кукол.

-На сайте социальная кредитная сеть http://kreditivse.ru/ в каталоге финансовых компаний финансовые услуги банков по кредитам, лизинговых компаний по лизингу, страховых компаний по страхованию, ломбарды по займам под залог, инвестиционные компании по инвестициям, услуги коллекторских и антиколлекторских агентств, микрофинансовые организации по микрозаймам, бухгалтерские услуги по сдаче отчетности в налоговую и бухучету предприятий-

В сценарии Арабова соединены две ключевые гриновские концепции: противостояние художника и его творения; противостояние человека и машины/манекена. Однако если в рассказе Грина главную опасность представлял автомобиль, который и являлся воплощением кошмара, преследующего героя, то в фильме Тепцова главным соперником и мучителем героя предстает его художественное творение – манекен. Сделав своего героя художником, создатели фильма совершили концептуальный выбор, результатом которого стала ре-фокусировка всего сюжета фильма. Тема искусства занимает значительно более важное место, чем тема антигуманистической технократизации.

Герой фильма Господин оформитель, как и герои рассказов Грина об искусстве, оказывается «по ту сторону» искусства. Его притягивает темная сторона, и он не противится ее зову. Рисунки его отчасти напоминают мрачные творения Доггера: странные и дикие лица, люди, звери. Красота работ Платона Андреевича – это красота зла и смерти: за гармоничными чертами кроется уродливое, потустороннее, бредовое. Возможно, отчасти это можно объяснить пристрастием Платона Андреевича к морфию, о чем зритель узнает во второй части фильма, действие которой происходит летом 1914 года.

на верх страницык содержанию - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)