Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Литературная критика - Репрезентация творчества Александра Грина в СССР
к содержанию

Глава 2. «Культ Грина» в эпоху «оттепели»: Репрезентация Грина как советского писателя

Для молодежи послевоенного поколения
это имя прозвучало, как название
восхитительной и неведомой земли…
[168]
Московский комсомолец, 1963

Вскоре после смерти Сталина страна вступила в короткую, но культурно значимую эпоху хрущевской «оттепели». Всего за несколько лет произошли серьезные сдвиги в социальном и нравственном сознании советских людей. Эта эпоха больше всего запомнилась как время советского Ренессанса. Его аура романтического идеализма как нельзя более соответствовала произведениям Грина, реабилитированным в хрущевское время.

Александр Грин иллюстрация феерия Алые паруса

--

Обнищавшая идеями и идеалами, утратившая романтику революции, энтузиазм эпохи реконструкции и патриотизм времен Второй мировой войны, система нуждалась в инъекции романтики. Грин нужен был идеологам, как источник романтической, ободряющей струи, которую можно присвоить, объявить своей, советской [169].

Первой ласточкой, донесшей весть о реабилитации произведений Грина, стала статья Марка Щеглова «Корабли Александра Грина»170. Примечательно, что статья вышла в 1956 году, вскоре после возвращения Нины Грин из лагеря. Почти одновременно с выходом статьи, на книжных прилавках появляются новые издания гриновских произведений, а в центральной прессе начинают выходить статьи, посвященные Грину.

Можно утверждать, что коллективный утопический дискурс сталинской эпохи в эпоху хрущевской «оттепели» сменился на индивидуальный утопический дискурс. Хотя категория коллективного по-прежнему играла определяющую роль на государственном уровне, в советской культуре стали преобладать иные тона: лирические, интимные, даже «исповедальные», по определению Вадима Ковского [171]. В этом контексте творчество вновь реабилитированного Грина обрело невиданную доселе популярность.

 

на верх страницык содержанию - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)