Музей Грина
Музей Грина адрес

Гостевая книга музея Грина
Музей-корабль Александра Грина
Переезд А. Грина в Старый Крым
Музейная библиотека А. Грина
Полная биография жизни и творчества Александра Грина
Автобиография Александра Грина
Воспоминания о А. С. Грине

История создания музея Александра Грина в Феодосии
Выставки в музее Грина

Музеи Грина в других городах
Литературная критика творчества А. Грина

Библиография Александра Степановича Грина
Фильмы по творчеству Александра Грина

Ссылки на сайты музеев

Каюта капитана - Возвращение писателя А. Грина к морю - Музей-корабль
Переезд на юг - Гости писателя - Взлёт фантазии - Дорога в никуда - Никуда не выходя

Сначала квартира писателя состояла из кухни и двух комнат (ныне там располагаются экспозиции «Ростральной» и «Каюты капитана»). Спустя несколько месяцев была присоединена еще одна маленькая совершенно изолированная комната с окном на Галерейную улицу. Она стала для Грина рабочим кабинетом. Там были написаны его последние романы: «Джесси и Моргиана», «Дорога никуда», многие рассказы.

Рядом с кабинетом Грина была квартира соседей — супругов Сапожниковых. Воспоминания Елизаветы Лазаревны Сапожниковой, записанные в 1970 году для августовского номера журнала «Кругозор»,— еще одно живо и ярко выраженное впечатление от встреч с писателем: «На него посмотреть: ну это обыкновенный идет человек. Весь он такой узенький, длинный... И пальто на нем всегда было темное, темная шляпа, палочка в руках... А глаза, помните, Вий: «Поднимите мне веки, я ничего не вижу»... Они как будто все впитывали. Увидишь — и не забудешь! Вот я уже старая, мне шестьдесят восемь лет... Когда мне очень грустно или что-то не по себе, мне стоит подумать, что где-то, когда-то существовала Ассоль, меня это успокаивает».

Библиотечка капитана - музей Грина - Феодосия

Ассоль, Дези, Режи, Анни — эти поэтические женские образы воплощают в себе гриновский идеал «хорошей девушки». «Хорошая девушка,— писал Грин,— неизбежно и безусловно добра... Она добра потому, что ее свежесть душевная и большой запас нравственной силы есть дар другим, источаемый беспрерывно и беспредметно. ...Она может быть красивой и некрасивой, хорошенькой или просто «недурненькой», но... вызвать в человеке только все лучшее, что у него есть». В романе «Джесси и Моргиана» (первоначальное название «Обвеваемый холм»), над которым писатель работал в 1927 году, представлены контрастные женские образы.

Две сестры — прелестная Джесси и уродливая Моргиана — воплощают не просто физические различия. Так же, как их внешность, разнится их внутренний мир. Безобразие Моргианы лишь материализует бушующие в ее душе силы зла, с которыми она не может справиться. Джесси же удивительно хороша собой, «хотя ее тип довольно распространен». Ее одухотворяет «удовольствие жить», прелестные и тонкие чувства, естественность и искренность поведения. «Будь доброй, Мори! — говорит Джесси.— Стань выше себя; сделайся мужественной! Тогда изменится твое лицо. Ты будешь ясной, и лицо твое будет ясным... Пусть оно некрасиво, но оно будет милым. Знай, что изменится лицо твое!». Мир Джесси, олицетворяющий в романе силы добра и красоты, торжествует!

Но всегда ли у гриновских произведений счастливый конец? Отнюдь. В романтической Гринландии действуют реальные законы человеческой жизни, и поэтому там тоже не всегда всё безоблачно. Обречен на смерть лоцман Битт-Бой, умирает в тюрьме Тиррей Давенант, герой последнего гриновского романа «Дорога никуда». В экспозиции музея помещены начальные страницы этого произведения. Рукопись озаглавлена «На теневой стороне». Это первоначальное название романа. Грин начал писать его в 1927 году, когда работа над «Джесси и Моргианой» уже подходила к концу. Сначала главным героем книги должен был стать писатель, который идет в литературе своим путем. Потом сюжет вылился в другую форму. Неожиданно было найдено новое заглавие. Когда в 1928 году, будучи в Москве, А. С. Грин посетил выставку английской гравюры, его внимание привлекла работа Джона Гринвуда, изображавшая дорогу, уходящую за холмы. Называлось это произведение «Дорога никуда».

Детали интерьера - музей Грина - Феодосия

Нина Николаевна вспоминала, как Грин сказал ей: «Как хорошо названа гравюра... «На теневой стороне» переменю на «Дорогу никуда». Это название отчетливо отвечает сущности сюжета, темы». Темой романа стала судьба Тиррея Давенанта, человека с возвышенной душой и беззащитным сердцем. Сюжет двигала цепь событий, внешне случайных, но внутренне глубоко связанных с характером героя. «Каждый день полон случайностей. Они не изменяют основного течения нашей жизни, но стоит произойти такой случайности, которая трогает основное человека — будь то инстинкт или сознательное начало,— как начинают происходить важные изменения жизни или остается глубокий след, который непременно даст о себе знать впоследствии». Во всех поступках Давенант оставался верен себе. Неожиданные повороты его жизни ничего не меняли в нём самом.

«Жизнь ловила его с оружием в руках», а он был все так же возвышенно благороден. Его бегство из города после недостойного поведения отца, его схватка с Ван-Конетом, когда Давенант рыцарски встал на защиту оскорбленной женщины, его активная поддержка контрабандистов в их сражении с таможенниками — все это звенья одной цепи, раскрывающие основное в герое — его душевное благородство. И сама трагедия Давенанта служит делу добра. В борьбе за его спасение (может быть, впервые у Грина) объединяют¬ся вместе положительные персонажи романа. И хотя Давенант умирает, не дождавшись помощи, в действиях его друзей был высокий смысл, помогающий раскрыть лучшее в них самих. Как справедливо отмечала Л. Михайлова, «это роман о возвышающей силе трагического».

Переезд на юг - Гости писателя - Взлёт фантазии - Дорога в никуда - Никуда не выходя
на верх страницы - назад в Музей-корабль - на главную


 
 
Яндекс.Метрика Яндекс цитирования
 
 

© 2011-2017 KWD (при использовании материалов активная ссылка обязательна)